Согласно документации оборудования, большинство каталитических нейтрализаторов имеет ресурс 150-200 тысяч километров. В процессе выработки пористая структура внутреннего блока забивается продуктами сгорания моторных жидкостей. Этот процесс можно назвать необычным только в том случае, если он достигает пика гораздо раньше отведенного срока.
Именно это и происходит в условиях эксплуатации автомобиля на российских дорогах — катализаторы служат в лучшем случае 80-150 тысяч км, и даже этот ресурс чаще всего не покрывает гарантия производителя.
А почему плавится керамика? Для этого температура в блоке должна превысить 900°C, в то время как температурный режим при нормальной работе составляет 350-650 градусов. Рассмотрим основные причины порчи нейтрализаторов.
Топливо с низким октановым числом
Рекомендуемое и допустимое топливо всегда указывается производителем в инструкции к автомобилю. Для бензиновых авто это может быть А-98 и А-95. Под октановым числом подразумевается сопротивления топлива к самовоспламенению, другими словами — качество.
Заливая, например, бензин А-92, который стоит существенно дешевле, вы подвергаете агрегаты двигателя и выхлопной системы повышенному износу. Одно из негативных последствий — переход автомобиля на позднее зажигание, приводящее к догоранию смеси бензина и воздуха на выпуске и делающее выхлопы более горячими.
Сбои в системе зажигания
Пропуски зажигания приводят к тому, что не сгоревшая смесь поджигается на выпуске и в большом объеме попадает на катализатор, прогорая прямо в его блоке. Основные причины:
- Неправильная установка свечей или образование нагара
- Уровень компрессии в цилиндрах недостаточно высок
- Неисправности топливного насоса или форсунок
Проблема требует комплексной диагностики двигателя.
Неверный состав топливной смеси
Сбои в работе воздушных датчиков приводят к избытку бензина или воздуха в смеси и изменению температурного режима. Причиной также могут быть негерметичные форсунки, заливающие избыточное количество бензина.
Топливные присадки
Некачественное топливо — пожалуй, основная причина преждевременной выработки катализаторов в России. Причина кроется не только в недобросовестности автозаправок, но и в страсти русского человека к разного рода экспериментам.
Например, таблетки для повышения мощности мотора и сокращения расхода топлива способны отправить на помойку свечи зажигания, лямбда-зонд вместе со взаимосвязанными агрегатами за 200-250 часов пробега.