Стоит ли бояться удаления и замены катализатора
на отечественных и импортных авто?

Когда динамика разгона ухудшилась, а из-под днища стало доноситься бренчание, то проблема может быть в неисправном катализаторе. Подтверждением служит мигающий check engine на панели приборов. Если догадка подтвердилась и вам говорят, что катализатор подлежит замене — это еще не повод рвать на себе волосы и открывать кубышку. Проблему можно решить: удалить, выбить или сделать замену на пламегаситель. Разберемся, какие есть плюсы и минусы удаления катализатора и как сделать эту процедуру правильно и с минимальными затратами.

Катализатор отвечает за доочистку и уменьшение вредных компонентов выхлопа в бензиновых автомобилях, чтобы соответствовать установленным стандартам ЕВРО. В дизельных машинах за это отвечает сажевый фильтр. Ключевое слово — доочистка, так как соответствие стандартам экологии заложено в сам двигатель. Если он неисправен, то катализатор не поможет, потому что по сути является всего лишь подстраховкой.

Катализатор и сажевик со временем выходят из строя — это неизбежно.
Симптомы на бензиновом и дизельном транспорте похожи:

  • потеря мощности и тяги;
  • увеличение расхода топлива;
  • горит лампочка неисправности мотора на панели приборов;
  • неприятный запах или шум из-под днища.

Основных причин неисправности всего две:

  • механическое разрушение или оплавление;
  • засоряются и забиваются каналы фильтрующего элемента.

Засорение является прямым следствием функции катализатора. Срок его службы изначально ограничен 100-150 тыс. км. Проблема в том, что в наших условиях некачественное топливо или масло «убивают» фильтры, даже когда они не отходили свой нормативный ресурс.

Почему горит "чек"
при неисправном катализаторе

Причина — лямбда зонд. Это датчик, который анализирует выбросы из выхлопной трубы. На автомобилях после 1999 года устанавливаются 2 таких. Один перед катализатором, второй после. В «мозг» авто поступают данные обоих датчиков, и если сигналы одинаковы, это значит, что катализатор не работает. Двигатель переходит в аварийный режим, а на панели приборов выбивает индикатор неисправности.

Это важно понимать, чтобы правильно определить последовательность ремонта. При удалении запчасти не забудьте разобраться с лямбда-зондом и данными, которые он сообщает ЭБУ.

Что делать с неисправным катализатором

Катализатор не подлежит ремонту и вот почему. Существует 2 вида — металлические и керамические. Керамика со временем оплавляется или разбивается, металлический намертво забивается несгоревшими присадками, добавляемыми в бензин. Это является причиной увеличения расхода топлива и замедления динамики.

Сажевый фильтр подлежит восстановлению, чистке или регенерации. Пока не исчерпает свой ресурс.


В результате остается 3 варианта:

  1. Удалить или выбить старый катализатор.
  2. Установить новый или универсальный.
  3. Замена катализатора на пламегаситель с обманкой.

Стоит ли полностью удалять и выбивать старый катализатор?

Выбить — значит провести удаление из корпуса остатков фильтрующих керамических сот или металлической ячеистой структуры. Для этого потребуется разрезать корпус, остатки выбить, после чего прибор заварить обратно. Частный случай — вырезать катализатор полностью и установить вместо него прямоток, то есть кусок трубы, по которому газы будут выходить из авто.

Проблемы удаления нейтрализатора — повышается фоновый шум, быстро изнашивается выхлопная система, так как высокая температура отработанных газов ничем не компенсирована. Если раньше она разогревала катализатор, где сжигались выбросы, то теперь будет прожигать глушитель. И помним про второй лямбда зонд, который будет «кричать» ЭБУ, что система не работает.

Замена на новый
или универсальный катализатор

Разумеется, это наиболее правильный вариант. В любом случае, когда катализатор вырезают, выхлоп становится более «грязным», что плохо для экологии.

Но есть 3 проблемы:

  1. Цена оригинального катализатора или сажевого фильтра легко доходит до 700-1000 евро и выше, что может составлять 20-30% от стоимости б/у авто.
  2. Универсальный фильтр хоть и дешевле, но цена опять-таки около 100-200 евро.
  3. Срок службы новых катализаторов не превысит в наших условиях 3-5 лет.

 

Поэтому необходимо посчитать, насколько целесообразна трата денег за осознание своей социальной ответственности.

Установка пламегасителя вместо катализатора

Современный «цивилизованный» вариант ремонта и восстановления динамики мотора — установка пламегасителя. На место катализатора или внутрь корпуса вваривается двойной цилиндр из нержавеющей стали — это и есть пламегаситель. Его роль — устранение шума и вибраций, а также снижение температуры отработанных газов.

 

Одновременно процедура сопровождается установкой обманки лямда-зонда или прошивкой двигателя.

На выбор три способа:

  1. Двигатель прошивается до стандарта ЕВРО 2, где показатели зонда не учитываются. Система перестает «замечать» второй лямбда-зонд, ошибка на приборке не высвечивается. Недостаток — если прошивку выполняет непрофессионал, есть риск повредить ЭБУ.
  2. Устанавливается механическая обманка в виде прокладки между трубой с выхлопными газами и лямбда-зондом. В эту прокладку также может закладываться мини-фильтр. В результате датчик улавливает более чистый выхлоп и система «думает», что очиститель все еще на месте и действует. Способ более безопасный, чем прошивка.
  3. Электронная обманка. Между лямбдой и ЭБУ помещают специальный модуль, который искажает данные. В результате ЭБУ получает «правильные» данные. Недостаток — мера временная, «мозги» некоторых авто не удается обмануть, вскоре они вновь выдают ошибку.

Сомнения автовладельца — можно ли полностью удалить катализатор?

Разберем самые частые сомнения и поможем определиться, что же делать в ситуации когда замена катализатора неизбежна.

Не обманут ли на СТО, когда обещают бесплатное удаление катализатора?

Надо помнить, что даже вышедший из строя катализатор содержит драгметаллы — родий, платину или палладий. Поэтому бесплатную замену и скидку на пламегаситель СТО окупают высокой стоимостью удаленного узла. Требуйте своего присутствия при замене и не забудьте забрать вырезанный прибор.

Кстати, после удаления эту запчасть можно сдать в наши пункты приема в Тольятти и Самаре. Также в этих городах и Ульяновске вы можете вызвать специалиста Волгакат для предварительной оценки и сдачи катализатора по выгодным тарифам.

Пройду ли я ТО с вырезанным катализатором?

Да, проблемы возможны, но в большинстве случаев это удается. Дело в том, что если движок исправен, он изначально соответствует нормам СО и СН. Помните, мы в начале говорили, что очиститель только дожигает выхлоп. В любом случае, приезжать на ТО с пламегасителем это то же самое, что и с забитым катализатором.

Пустят ли в Европу с таким авто?

Жителям Европы приходится следить за выбросом автомобиля и они несут ответственность за установку пламегасителя или удаление катализатора. Но это не распространяется на туристов. Проблем с въездом/выездом в Европу ни у кого не возникает.

Не будет ли поврежден двигатель, если вырезать катализатор?

Двигателю «все равно», стоит катализатор или нет, пока он не начинает мешать нормальному выходу отработанных газов. Как ни странно без него движку «легче». Главное — не забыть «сообщить» ЭБУ, что катализатор работает и все еще на месте. Если это сделать без перепрошивки, то риск в принципе отсутствует. Если прошиваете — выбирайте надежных и проверенных специалистов.

Можно ли своими руками вырезать катализатор или пробить его и выбить через дырочку содержимое?

Лучше так не делать. Во-первых, вы просто теряете деньги, ведь остатки драгметаллов можно выгодно сдать. Во-вторых, осколки керамики в выхлопной трубе может легко засосать обратно в камеру сгорания и повредить цилиндры. В-третьих, если у вас металлический катализатор, то его в принципе нельзя выбить.

Будет вонять и дымить выхлоп после удаления катализатора

Нет. Вонять и дымить первое время может то, чему мешал забитый катализатор или сажевый фильтр (окислы, сажа). Это пройдет через несколько сотен километров.

Но я же загрязняю окружающую среду

Разумеется, выхлоп станет более грязный. Особенно в случае с дизельными двигателями. Если можете себе позволить — ставьте универсальный или оригинальный катализатор на замену. Если не можете — а так объективно случается — то помните, что на отечественном горючем уже через 20-30 тыс. км топливная система перестает работать корректно и с ЕВРО 5 превращается в 3, а затем и в 0.

В конце добавим, что основной источник загрязнений окружающей среды — сельское хозяйство и животноводство, а вовсе не транспорт. Как бы СМИ и власти не внушали иное. Просто вспомните о сотнях гектар лесов, которые ежедневно вырубаются во всем мире и посадите новое дерево. Это будет более достойной платой за выбитый катализатор, чем покупка нового.